Серова Нина Михайловна



serovaf_muz@rambler.ru

Этнографический музеи русского быта средней школы №37

12.03.2013 19:04

Во владимирской школе № 37 работает уникальный этнографический музеи русского быта. Здесь часто проходят живые уроки истории, на которых ребята имеют возможность наглядно увидеть предметы русской старины, узнать об истории Владимирского края.

В век высоких технологий теперь и в сельской местности не увидишь той утвари, которая была в ходу в крестьянских хозяйствах еще несколько десятилетий назад. Что и говорить, «осовременилась» деревня: уж нет в помине мельниц, за мукой ходят в магазин; вместо русских печек в домах устанавливают газовые котлы; вместо тканых половичков – стелют паласы синтетические, а местные модницы давно сменили валенки на сапожки. И только в далекой глубинке можно еще услышать переливы старой тальянки.
 
А такие вещи, как плетеные короба и корзины, старинные сундуки, прялки, бутыли и крынки, чудесные сарафаны ручной работы и домотканые холсты можно найти, пожалуй, где–то на чердаках, да и то не в каждом деревенском доме.
 
Старинные вещи ручной работы сегодня представляют огромный интерес для исследователей традиционных русских ремесел. Народные промыслы, некогда незаслуженно позабытые, сейчас опять в большой чести. Не перевелись еще на Руси люди мастеровые — в этом на протяжении двенадцати лет активной работы этнографического музея ученики школы № 37 убеждались неоднократно.
 
Появление музея в учебном заведении было не случайным событием. Двенадцать лет тому назад вся школа увлеклась краеведением, для каждого класса была разработана своя программа краеведческих экспедиций. Младшие школьники изучали историю по экспозициям Владимиро-Суздальского музея заповедника. Учащиеся среднего звена с этнографическими целями посещали близлежащие села и деревни. А старшеклассники ездили по всей Владимирской области: в Муромском районе записывали произведения фольклора, в Юрьев-Польском — искали материал о войне 1812 года, в Александрове — посещали музей Цветаевых и резиденцию Ивана Грозного.
 
Из каких-то экспедиций ребята привозили подаренные местными жителями старинные вещи, именно они и стали первыми экспонатами будущего Музея русского быта.
 
Администрация школы для музейной комнаты выделила большое светлое помещение в четыре окна на третьем школьном этаже. Экспозиции оформляли сами. Нина Михайловна Серова – учитель истории и хозяйка музея, вспоминает, как Валентин Борисович Малкин, бывший в ту пору директором школы, вместе с ребятами делал ремонт в музейной комнате.
 
Традиция ездить в историко-бытовые экспедиции – сохранилась. И сегодня активисты музея намечают маршрут и отправляются в путь за новыми экспонатами: ездят ребята и летом, и зимой, в зависимости от темы экспедиции. К примеру, чтобы найти умельца — валяльщика валенок, нужно планировать путешествие зимой, потому что по традиции валенки на Руси валяли с Покрова до Пасхи, да и рукодельницы садились за работу, когда основные полевые работы были закончены.
 
Известно, что валенки изобрели в Сибири, к началу 19 века технология изготовления этой зимней обуви распространилась по всей стране. На европейской территории России валенки носили исключительно по праздникам и только зажиточные крестьяне, к этому виду обуви относились как к большой семейной ценности и передавали по наследству.
 
На Владимирщине валяльное дело получило широкое распространение в территориях, близких к Нижегородской губернии, особенно после отмены крепостного права. Славились мастера сел Объедово и Усолье Ковровского уезда, где сапоговаляльное производство со временем стало механизированным. Вскоре валенки стали носить все – и дворяне, и крестьяне, и стар и млад. В ХХ веке фабрики валяной обуви были в Вязниковском и Меленковском районах. Ныне во Владимирской области «катанки» и «чесанки» изготавливают только кустарным способом.
 
Ребята из школы № 37 разыскали местных мастеров: Василия Андреевича Зайцева из села Малюково Гусь-Хрустального района и Серафима Матвеевича Лощилова из села Кидекша Суздальского района. Именно в Кидекше, в мастерской у Лощилова, школьникам удалось увидеть трудоемкий процесс производства традиционной русской обуви. Серафим Матвеевич этим ремеслом овладел в 12 лет, обул в валенки всю родню и знакомых. Сегодня мастер хочет только одного, чтобы кто-то из внуков продолжил его дело.
 
Есть в школьном музее и уникальный экспонат: гармонь ручной работы. Изготовил ее мастер Александр Николаевич Аникин. Жил такой человек в селе Тургенево Меленковского района. О гармошке мечтал с детства. В семье был инструмент, но на нем играл старший брат, который запрещал Саше прикасаться к тальянке. Тогда мальчишка нарисовал «пуговки» на чемодане и стал разучивать комбинации. Отец, увидев, что сынок неравнодушен к инструменту, подарил ему гармонь. Саша тогда учился в третьем классе. В последующие годы через руки Александра Аникина пройдет немало инструментов. По всей области пойдет слава о мастере, который ремонтирует и сам изготавливает гармони. Вот и будут к нему приезжать не только из окрестных деревень, но и из Коврова, Владимира, даже, говорят, из самой Москвы заказчики бывали.
 
Александр Николаевич никогда никому не отказывал в помощи. Его родственники рассказали ребятам, что мастер вначале скрупулезно чертил схему расположения голосов, потом вытачивал детали, его аккуратности и терпению можно было позавидовать.
 
Однажды в дверь их дома постучится человек, который ради того, чтобы отремонтировать гармонь старика-отца, приехал в Тургенево аж с Урала! Аникин приютит гостя и восстановит инструмент.
 
Александр Николаевич всю жизнь проработал в родной деревне. Кем только не приходилось быть: трактористом и печником, каменщиком и плотником, столяром и кузнецом. Но музыка была основной потребностью его души. Однажды он решился и за семьсот рублей купил себе баян итальянской фирмы «Фиротти», а тот оказался плохого звучания… Погрустил Александр Николаевич немного, да и разобрал «итальянца». Что-то там переделал, собрал — и инструмент зазвучал!
 
После смерти гениального музыкального мастера, к сожалению, не осталось учеников. Но добрая слава о тургеневском самородке живет!
 
Тему очередной поездки ребятам подсказали два экспоната музея – березовая ступка с пестом и каменный жернов. До того, как выехать в экспедицию, школьники проштудировали большой объем краеведческой литературы, касающейся истории мельничного дела на Руси. Оказалось, что более древними являются водяные мельницы, но на Владимирщине чаще ставили ветряные. Так в конце ХVIII века во Владимирской губернии насчитывалось 997 ветряных и 539 водяных мельниц. Участникам экспедиции удалось увидеть сохранившиеся сооружения: ветряную мельницу из села Мошок Судогодского района, которая в настоящее время находится в музее деревянного зодчества в Суздале, и водяную — в селе Порецком Суздальского района.
 
Как раз в Порецком-то ребят и ждала неожиданная удача. У ворот огромной деревянной мельницы, расположенной на берегу Нерли, стояли двое мужчин, которые оказались мельниками! Вячеслав Леонидович Тимофеев и Александр Иванович Рыбаков поведали, что эта мельница построена еще в ХIХ веке, но никто из старожилов не помнит точной даты ее возведения. Ее содержателем был один богатый человек из Суздаля, который имел каскад мельниц по Владимирской губернии. Сохранившаяся до наших дней водяная мельница в те времена стояла не на берегу, как сейчас, а на сваях посреди реки, а рядышком, на суше, было жилое помещение, где отдыхали помольщики. Во времена НЭПа мельницу перенесли на берег, в 1957-ом, когда размыло плотину, механизм стал работать от дизельной установки, а в 60-е годы прошлого века к ней провели электричество.
 
Мельники пригласили ребят посмотреть, как работают старинные механизмы. Надо было слышать, с каким шумом работают мельничные жернова и видеть, как ребят с ног до головы осыпало мукой, но сколько радости в тот момент было на их лицах!
 
В этнографическом музее один из книжных шкафов целиком заполнен исследовательскими работами старшеклассников.
 
- Ребята на выпускном экзамене по истории защищают свои работы, — рассказывает Нина Михайловна Серова. Один экземпляр всегда оставляют для музея. Собранную информацию я использую на уроках истории родного края. Здесь более двухсот работ на разные темы.
 
Есть среди них и исследование выпускника Павла Домничева. Он сам попросился в поисковый отряд, когда узнал, что ребята собираются искать мастеров печного дела.
 
Мы живем в уникальном регионе, где еще множество неразгаданных загадок древней истории. При раскопках в Муроме, связанных со строительством моста через Оку, была найдена глинобитная печка, относящаяся к бронзовому веку. А во Владимире при раскопках на улице Ильича была обнаружена полуземлянка с подобной печкой домонгольского периода. Эти уникальные находки подогрели интерес молодого человека к истории печного дела.
 
Работа Павла была высоко оценена на Всероссийском конкурсе исследовательских работ школьников «Отечество» в 2007 году. Юный исследователь выяснил, что до XVII века на Руси печи, как говорили, «били». Для этого готовили форму печи в виде обложенных досками чурок и дощатой стенки, а потом хозяин дома приглашал парней и девушек своей деревни на «печебитье». Глину мяли в избе, а потом вбивали ее в приготовленную форму ногами, досками, молотками. По традиции работа сопровождалась веселыми песнями, примерно через два часа печь была почти готова. Хозяину оставалось завершить отделку. Хорошо сбитая печь была прочна и могла служить нескольким поколениям.
 
В ХVII веке был налажен выпуск заводского кирпича и деталей для печного отопления, печное искусство вступило в новый этап развития. Но по-прежнему домовая печь была душою каждой крестьянской избы и тем центром, вокруг которого протекала жизнь всей семьи.
 
Владимирские печники заслужили себе славу после того, как деревянная Москва была уничтожена пожаром 1812 году. Оставляя земледелие женщинам, местные печных дел мастера уходили восстанавливать первопрестольную «в два срока»: от Пасхи до Петрова дня, от Успенья и до октября.
 
Чтобы познать премудрости печного дела, Павел Домничев в течение месяца наблюдал за работой Владимира Викторовича Бакреева в селе Абакумлево Суздальского района. Печник по чертежам своего отца Виктора Николаевича Бакреева вместе со своим подмастерьем сложил чудо-печку. Эта печь в отличие от традиционной русской, и топится быстро (всего час), и дров «ест» мало, и прогревается одинаково хорошо: как внизу, так и вверху.
 
Как уже упоминалось, через музей проходят все классы школы. В начальном звене преподается курс «народоведение». Первоклассники изучают жилище, еду, одежду своих предков. В музее как-то по-особенному уютно, как у бабушки в деревне. Ходики тикают на стене, стены украшены крестьянскими праздничными нарядами, которым уже по 150 лет. Здесь красный угол, вот бабий кут, а это светелка.
 
Некоторые экспонаты только в музее и увидишь: вот, к примеру, ткацкий станок, на котором делали половички.
 
- Вы не поверите, но бабушка, у которой мы его нашли, никак не хотела брать деньги. Еле-еле уговорили ее взять хотя бы символические 10 рублей. На этом станке потом работала наша ученица Настя Щенюк. Ткацкому делу девочку научил отец. Несколько лет назад Настя окончила школу, теперь у нас ткачей нет. Нет, мы умеем немного, но по сравнению с ней все очень медленно получается, — смеется Нина Серова.
 
У второклассников идут занятия по программе «От рождения до тризны», где ребята узнают об обрядах, сопровождающих важные события в жизни человека: рождение, крещение, свадьбу.
 
- Костюмов у нас много,- говорит педагог. Одних лаптей настоящих лыковых целых 38 пар!
 
Третий класс изучает исконные календарные праздники. Начало учебного года – Успенье, окончание – Троица.
 
- Троицу отмечаем только с активом музея, — комментирует Нина Михайловна. Потому что все ребята уже на каникулах, а мы, как правило, готовимся к новой экспедиции.
 
Руководитель музея с упоением рассказывает, как по-доброму их встречают в деревнях и селах. В ее родной деревне Перово земляк Леонид Александрович Денисов подарил редкой красоты вещь – короб из вяза. Такую красоту в самом Вязниковском районе надо еще поискать! Снимают с сушил и чердаков старинные короба и туеса из коры березы, из ивы, из соломки.
 
Порой люди отдают детям в музей самые дорогие их сердцу вещи. Нина Михайловна Серова рассказывает историю одного экспоната:
 
- Вот стеклянная крынка, которую муж подарил молодой жене в день свадьбы. В скором времени он ушел на фронт. Через какое-то время крынка треснула, тогда солдатская жена разжевала мякиш черного хлеба и им склеила все трещины, для прочности еще обернула стекло берестой. И вода не выливается! Та женщина мужа не дождалась, после войны так и не вышла замуж, но, когда пришли ребята, то отдала дорогу вещь, сказав: « Раз уж у вас музей, то у вас не пропадет. Это в память о моем муже».
 
Музей – как живой организм, постоянно развивается, изменяется, его экспозиции пополняются. Нина Михайловна с гордостью продемонстрировала новые экспонаты: керамические горшки, обнаруженные нынешним летом в обвалившемся берегу Нерли. Специалисты сказали, что им не менее двухсот лет. Значит, следующая поездка активистов Музея русского быта школы № 37 будет посвящена поиску мастеров гончарного дела!
 
Автор: Ольга ВОЗНЕСЕНСКАЯ
 
Фото автора
 
Источник «Призыв» 29.09.2010 г.